Крёстный отец / The Godfather (1972)

Крёстный отец / The Godfather (1972): постерПолнометражный фильм (премия «Оскар»).

Другие названия: «Крёстный отец» Марио Пьюзо» / «Mario Puzo’s The Godfather» (полное название).

США.

Продолжительность 175 минут.

Режиссёр Фрэнсис Форд Коппола (номинация на «Оскар»).

Авторы сценария Марио Пьюзо, Фрэнсис Форд Коппола (премия «Оскар») по роману Марио Пьюзо.

Композитор Нино Рота (номинация на «Оскар»; отменена).

Оператор Гордон Уиллис.

Жанр: криминальный фильм, драма

Краткое содержание
Вернувшись с фронтов Второй мировой войны, Майкл Корлеоне (Аль Пачино, номинация на «Оскар») мечтает о тихой и спокойной жизни с любимой женщиной, Кэй Эдамс (Дайан Китон), и не намерен входить в семейный бизнес. Однако когда под ударом оказывается его родитель, Дон Вито Корлеоне (Марлон Брандо, премия «Оскар»), возглавляющий крупнейший мафиозный клан, и погибает брат Сантино (Джеймс Каан, номинация на «Оскар»), Майклу приходится взять власть в свои руки. Так рождается новый влиятельный крёстный отец…

Также в ролях: Роберт Дюваль (Том Хэген, номинация на «Оскар»), Джон Казале (Фредерико «Фредо» Корлеоне), Талия Шайр (Констанция «Конни» Корлеоне-Рицци), Ричард Кастеллано (Питер Клеменца), Эйб Вигода (Сальваторе Тессио), Аль Леттьери (Вёрджил «Турок» Соллоццо), Джанни Руссо (Карло Рицци), Стерлинг Хэйден (капитан Марк Маккласки), Ленни Монтана (Лука Брази), Ричард Конте (Дон Эмилио Барзини), Аль Мартино (Джонни Фонтэйн), Джон Марли (Джек Вольц), Алекс Рокко (Мо Грин), Моргана Кинг (Кармелла Корлеоне), Франко Читти (Кало), Саро Урци (Вителли), в эпизодах Роман Коппола (мальчик на улице, без указания в титрах), София Коппола (Майкл Фрасис Рицци, без указания в титрах), Кармине Коппола (пианист, без указания в титрах).

Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com

Рецензия

© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 30.12.2014

Авторская оценка 10/10

(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)

Крёстный отец / The Godfather (1972): кадр из фильма
Что будет с семьёй?..

Фрэнсис Форд Коппола не сразу загорелся желанием осуществить постановку этого фильма, усмотрев в романе и первоначальной версии сценария опасность возвеличивания мафии и эстетизации насилия, что помимо прочего могло негативно отразиться на репутации граждан итало-американского происхождения, к числу которых принадлежал и сам режиссёр. Однако в дальнейшем, в том числе благодаря общению с писателем Марио Пьюзо, Коппола проникся воодушевлением, осознав, что материал предоставляет прекрасную возможность создания аллегории о капитализме, в первую очередь – в той форме, в какой он утвердился в самих США. Так что ощущение, что «Крёстный отец» является экранным аналогом блистательной брехтовской «Карьеры Артуро Уи, которой могло и не быть», лично меня – не покидавшее уже во время первого сеанса, возникло, очевидно, неслучайно. А при более тщательном и вдумчивом изучении картины, обладающей уникальным свойством подлинно кинематографического произведения – воздействовать гипнотически, вводить в состояние лёгкого транса1, просто невозможно не обратить внимания на ряд выразительных деталей. Например, на фразу в том духе, что крупномасштабные криминальные разборки необходимы раз в десятилетие, чтобы влить свежую кровь – подобно тому, как это произошло в Германии (!) в канун войны. Или на реплику Майкла, заявляющего в ответ на слова Кэй, что влиятельные политики, в отличие от его отца и братьев, не отдают приказы убивать людей: «Ну и кто же из нас наивен?» Или на подчёркнуто долгий, эмоционально захватывающий пролог со свадьбой дочери Дона Корлеоне, когда «крёстный отец» заботливо и участливо принимает просителей, тем самым – демонстрируя безграничность собственной теневой власти. Да и сам характер повествования, вобравшего в себя черты величавой саги, воистину Большого Голливудского Стиля, позволяет исчерпывающе передать мерную и тяжёлую поступь Истории, отзвуки которой отчётливо слышатся в музыкальном лейтмотиве Нино Рота.

Крёстный отец / The Godfather (1972): кадр из фильма
Достойный преемник

Коппола и Пьюзо первыми взялись осмыслить не судьбы гангстеров-одиночек, по разным причинам бросающих вызов закону и самому року, или предводителей банд, но феномен «семьи», разросшейся до размера настоящей корпорации, прибыльной и могущественной. До полноценного государства в государстве – держащегося на патриархальных принципах, непременном преклонении перед традиционными ценностями, почитании обычаев, пышных фамильных праздниках. По логике авторов, сам характер марксовых производственных отношений, формирующихся в процессе развития капитализма, порождает альтернативу декларируемым идеалам буржуазной демократии и свободы индивидуализма. Альтернативу, не столько противостоящую, сколько постепенно сливающуюся с деловыми кругами, государственными структурами, духовенством, культурной элитой – словом, со всеми значимыми социальными институтами, начиная буквально с семьи, рядовой «ячейки общества». Знаменателен и драматургический конфликт со сменой ключевых персон (своеобразным камертоном здесь выступают наркотики, с которыми Дон Вито в итоге не желает иметь ничего общего) и внутренним перерождением человека. Вспомним изумительный эпилог, когда Майкл, уже приняв крещение огнём2 и распрощавшись с иллюзиями относительно возможного законного бизнеса Корлеоне, официально получает титул крёстного отца. Пожалуй, излишне повторять всем известные вещи о блистательных актёрских работах Марлона Брандо (он отказался от премии «Оскар» по идеологическим соображениям), Аля Пачино, Джеймса Каана, Джона Казале. О грандиозном художественном влиянии ленты и всей трилогии, наконец, о её оглушительном (при бюджете в $6 млн. общие кассовые сборы оцениваются в $245 млн.) успехе у зрителей, словно действительно получивших от Голливуда предложение, от которого никто не смог отказаться.

.

__________
1 – Продюсеры поначалу приняли успокаивающе мрачные тона за огрех, не оценив новаторства оператора Гордона Уиллиса.
2 – Блистательному монтажному решению кульминации, когда план присутствующего в церкви на крещении Майкла перемежается кадрами кровавых расправ над конкурентами, позавидовал бы и сам Сергей Эйзенштейн!

Прим.: рецензия впервые опубликована на сайте World Art


Продолжения:
Крёстный отец 2 / The Godfather: Part II (1974)
Крёстный отец 3 / The Godfather: Part III (1990)


Материалы о фильме:
Щипанов Михаил. Проклятье клана Брандо // Студенческий меридиан. – 1991, № 2. – С. 53-54.
Рудницкая Н. Отсюда в вечность // Ровесник. – 1994, № 10. – С. 20-21.
Жизнь звёзд через замочную скважину // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 17. – С. 39-41.
Руки критики // Ровесник. – 1992, № 10. – С. 22.
Цыркун Нина. Судьба Корлеоне в Америке // Искусство кино. – 1992, № 3. – С. 109-114.
Смирнова Дая. Есть контакт // Искусство кино. – 1992, № 3. – С. 126-127.
Силюнас В. «Крестный отец», блудные сыновья и пасынки Америки // Искусство кино. – 1975, № 3. – С. 145-165.
Бессмертный Андрей. Подлинное досье кинодетектива // Видео Дайджест. – 1991, № 7. – С. 38-45.
Атлантов Ал. Аль Пачино: реванш после забвения // Видео-Асс. – 1991, № 04. – С. 52-53.
«Крестный отец» // Видео Дайджест. – 1991, № 06. – С. 48-49.
Звегинцева И. Видеотека в сейфах милиции // Видео Дайджест. – 1989, № 1. – С. 26-36.
Пруткова Елена. Криминальный голос // Видео-Асс. – 1990, № 2. – С. 58-59.
Френсис Форд Коппола // Видео-Асс. – 1990, № 1. – С. 94.
Кинобестселлеры // Видео-Асс Экспресс. – 1991, № 9. – С. 55-56.
Березницкий Ян. «Крёстный отец» // На экранах мира. Выпуск 5. – М.: Искусство, 1975. – С. – 168- 176.

Материалы о фильме (только тексты) 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+