Высокая мода / Prêt-à-Porter (1994)
Полнометражный фильм (номинация на «Золотой глобус»).
Другие названия: «Прет-а-порте» / «Готовое платье» / «Готовое к носке» (варианты перевода названия), «Готовое платье» / «Готовое к носке» / «Ready to Wear», «Готовое к носке (прет-а-порте)» / «Ready to Wear (Prêt-à-Porter)».
США.
Продолжительность 133 минуты.
Режиссёр Роберт Олтмен.
Авторы сценария Робер Олтмен, Барбара Шулгассер.
Композитор Мишель Легран.
Операторы Жан Лепен, Пьер Миньо.
Жанр: комедия, драма
Краткое содержание
Китти Поттер (Ким Бейсингер) ведёт серию репортажей из Парижа, где традиционно проходит неделя моды — и куда уже прибыли прославленные кутюрье, представители глянцевых журналов, топ-модели. Всех шокирует новость о внезапной кончине (предположительно — об убийстве) Оливье де Лафонтена (Жан-Пьер Кассель), организатора показа. Инспектор Танпи (Жан Рошфор) и инспектор Форже (Мишель Блан) приступают к расследованию. А тем временем подготовка к торжественному мероприятию идёт полным ходом.
Также в ролях: Марчелло Мастроянни (Сергей, он же Серджо), Анук Эме (Симона Ловенталь), Руперт Эверетт (Джек Ловенталь), Софи Лорен (Изабелла де Лафонтен, номинация на «Золотой глобус»), Джулия Робертс (Энн Эйзенхауэр), Тим Роббинс (Джо Флинн), Лорен Бэколл (Слим Крайслер), Лайл Ловетт (Клинт Ламмерокс), Кьяра Мастроянни (Софи Шозе), Стивен Ри (Майло О’Бранниган), Росси де Пальма (Пиллар), Тара Леон (Кики Симпсон), Джорджанна Робертсон (Дэйн Симпсон), Лили Тейлор (Фиона Ульрих), Уте Лемпер (Альбертина), Форест Уитакер (Сай Бьянко), Франсуа Клюзе (ассистент Нины), Катажина Фигура (ассистентка Сисс), Том Новембр (Реджи), Ричард Грант (Корт Румни), Анна Кановас (Виолетта Румни), Трейси Ульман (Нина Скант), Салли Келлерман (Сисси Уонамейкер), Линда Хант (Реджина Крумм), Тери Гарр (Луиза Хэмилтон), Дэнни Айелло (майор Хэмилтон), в качестве самих себя Гарри Белафонте, Анелло Капуано, Хелена Кристенсен, Шер, Дэвид Копперфилд, Джамилиана, Эльза Кленш, Серж Молитор, Татьяна Патиц, Паоло Бульгари, Жан-Поль Готье, Кристиан Лакруа, Иссэй Миякэ, Клод Монтана, Тьери Мюглер, Соня Рикель, Никола Труссарди, Джанфранко Ферре, в эпизодах (модели, без указания в титрах) Бьорк, Линда Евангелиста, Наоми Кэмпбелл, Клаудия Шиффер, Карла Бруни, Сюзи Бик, Кристи Тарлингтон.
Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com
Рецензия
© Евгений Нефёдов, AllOfCinema.com, 30.04.2018
Авторская оценка 6/10
(при копировании текста активная ссылка на первоисточник обязательна)
Роберта Олтмена, по-видимому, не слишком обрадовало бы известие, что в России за фильмом закрепилось название «Высокая мода». Режиссёр взялся за художественное, с сильным уклоном в сатиру препарирование феномена прет-а-порте, с лёгкой руки Пьера Кардена ещё в конце 1950-х годов подорвавшего традиции от-кутюр (Haute couture или altamoda), заложенные веком ранее. Погрузившись вместе с Барбарой Шулгассер в исследование нравов, царящих в среде кутюрье, он быстро убедился, что мелочные интриги расцветают там пышным цветом. На фоне этого весёлого безобразия померкнет и подстёгиваемая взаимными обидами творческая суета, столь привычная для обитателей музыкального Олимпа («Нэшвилл» /1975/) и деятелей киноискусства («Игрок» /1992/). Здесь, скорее, приходится удивляться тому, что лишь Карл Лагерфельд подал на создателей в суд, требуя запретить выпуск картины на киноэкраны ФРГ по той причине, что один из персонажей, Сай Бьянко, в сердцах называет мэтра «вором». В то время как многие его коллеги (точнее, конкуренты), высокооплачиваемые манекенщицы, а также «звёзды» шоу-бизнеса1 не без удовольствия включились в забавную игру, отметившись в качестве самих себя. Результат получился обескураживающим.
В принципе, основной посыл кинопроизведения становится очевиден уже в прологе – благодаря остроумной детали. Любимая собачка Изабеллы де Лафонтен к неудовольствию хозяйки гадит прямо в доме – и в экскременты умудряется наступить её ненавистный супруг Оливье, в спешке собирающийся выйти из дома. Позже курьёз повторяется с несколькими другими людьми, разрастаясь до полноценной метафоры – подводя зрителей к нехитрому выводу, что устроители и участники недели моды ещё и в переносном смысле вляпались в… известную субстанцию. Начать хотя бы с того, что организатор испускает дух при нелепых обстоятельствах, причём вскоре выяснится, что в его встрече с таинственным незнакомцем из Москвы не было ничего интригующего, поражающего изображение. Ирландец Майло откровенно издевается над представительницами ведущих профильных изданий (Harper’s Bazaar, British Vogue, Elle), жаждущими заполучить талантливого фотографа. Заокеанские журналисты Джо и Энн, потерявшие багаж, оказались отрезанными от внешнего мира в номере отеля. А, скажем, госпожа Ловенталь, спасённая сыном от разорения (и кто его просил о подобной услуге?!), подбрасывает сюрприз: по подиуму дефилируют полностью обнажённые топ-модели. Но если Китти Портер такой поворот событий основательно сбивает с толку, то её помощница, взяв в руки микрофон, быстренько подводит под скандальную выходку идеологическую базу. А главное, Симоне стоя рукоплещут собравшиеся, не отдавая себе отчёт, что тем самым соглашаются с утверждением о ненужности собственной профессии – профессии дизайнеров и производителей одежды.
Скромные коммерческие показатели картины, принёсшей в национальном прокате $11,3 млн. при бюджете $18 млн. (кроме того, во Франции аудитория составила 811 тыс. зрителей, в Германии – 634,7 тыс. и т.д.), кажутся странными: собранный Робертом актёрский ансамбль сам по себе служил мощнейшей рекламой! Можно попытаться объяснить причины коммерческой неудачи и, кстати, отрицательных рецензий многих кинокритиков режиссёрскими и драматургическими просчётами, но здесь, думается, другое. От мастера, последовательно развенчивавшего мифы так называемого открытого общества, но всё-таки неразрывно связанного с американской культурой, никто, видимо, не ожидал столь хлёсткого политического выпада – да ещё после завершения «холодной войны». Линия с возвращением итальянского коммуниста Серджо, долгие годы прожившего в СССР (в маленькой московской квартире, где заодно работал портным, выполняя заказы партийных и государственных чиновников), потребовалась не только как повод для сведения неувядающих Марчелло Мастроянни и Софи Лорен. Олтмен одним из первых (в кинематографе – не исключено, что первым) интуитивно понял, как много потеряло человечество, и Запад в том числе, с падением социалистического блока. С дискредитацией (как казалось тогда, с исчезновением навсегда) альтернативы вся планета стала вотчиной капиталистических отношений – той нескончаемой ярмарки тщеславия, чистогана и порока, замечательным олицетворением которой выступает мир прет-а-порте.
.
__________
1 – Особенно неожиданно появление Шер, произносящей философскую тираду, совершенно не вяжущуюся с устоявшимся имиджем капризной знаменитости.
Прим.: рецензия публикуется впервые
Материалы о фильме:
Звегинцева Ирина. Происки моды // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 25. – С. 14.
Мосина Екатерина. Клаудиа Шиффер: околдованная красавица // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 26. – С. 41.
Кудрявцев Сергей. Год прошёл под знаком Тарантино // Видео-Асс Премьер. – 1995, № 27. – С. 36-41.
Джулия Робертс любит неприятности // Видео-Асс Экспресс. – 1995, № 28. – С. 48.
Материалы о фильме (только тексты)
Добавить комментарий