Заряженное оружие 1 / Loaded Weapon 1 (1993)

Жанр уцелел, потому что смеялся // Видео-Асс Экспресс. – 1993, № 22. – С. 50-51.

ЖАНР УЦЕЛЕЛ, ПОТОМУ ЧТО СМЕЯЛСЯ

Жанр кинопародии, временно вышедший из моды, кажется, переживает сейчас в Америке вторую молодость. Посудите сами: уже добрых пять десятков проектов запущено в производство или вот-вот выйдут на экран. И в каждом из них высмеиваются – добродушно или едко – вчерашние кинохиты. Изобретательности и остроумию создателей пародий нет границ – как в фантастическом коктейле, они смешивают трюки, штампы, характеры и даже реплики из самых разных лент, добавляя игру воображения и чистую краску иронии и получая в результате взрывное и освещающее зрелище.

Уже названия подсказывают зрителю, над чем его приглашают посмеяться. Например, в «Роковом инстинкте» он, естественно, встретится с ситуацией убийства с помощью ножа для колки льда. На этот раз зловещее орудие – в руках у Шон Янг в белокуром парике а ля Шэрон Стоун, а покушается она на Армана Ассанте. Правда, Ассанте в это время сражается… с тюбиком пены для бритья и феном, вызывающим настоящую бурю. В другой сцене та же Шон Янг в маске для ныряния пытается утопить в бассейне Кэйт Неллиган, а затем норовит пронзить несчастную гарпуном. Словом, адская смесь из «Основного инстинкта» и «Рокового влечения», с легкой приправой из «Жара тела» и «Молчания ягнят», с той лишь разницей, что в зале царит не ужас, а хохот.

В пародии на трилогию «Смертельное оружие», созданной Джином Кинтано и названной соответственно «Заряженное оружие-1», можно увидеть Эмилио

50

Эстевеса «в роли» Мела Гибсона и Самюэля Л. Джексона – «в роли» Дэни Гловера. Пародия имела такой успех, что Кинтано уже делает ее продолжение. Снимается также шуточный вариант ленты о знаменитом благородном разбойнике – «Робин Гуд: мужчины в трико» (или «в колготках», если хотите). Кери Ильюс здесь исполняет заглавную роль, а его партнерами стали Ричард Льюис (принц Джон) и Трэйси Ульман (колдун Патрик). «Я всегда испытывал симпатию к этой истории, – признается создатель новой версии Мел Брукс. – Защитник угнетенных, злой тиран – что может быть лучше, если вы хотите повеселиться?»

Для Брукса в мире кино, кажется, нет ничего святого, и он наиболее стойко придерживается излюбленного жанра. Его творческий девиз – «кто умеет любить, тот умеет и шутить». Именно ему зрители обязаны в семидесятые годы лентами «Сверкающие седла» и «Молодой Франкенштейн». Режиссер признается, что особое удовольствие ему доставляет выбрать какую-нибудь очень известную сцену из пародируемого оригинала и переиначить ее, добившись обратного эффекта.

Нечто схожее производит и Джин Кинтано. Он рассказывает, что питает особую слабость к одному эпизоду из «Смертельного оружия-2», где Мел Гибсон на машине удирает от погони, отстреливаясь из пулемета. Однажды Кинтано задался вопросом: что было бы, если бы злодеи ошиблись адресом. В итоге родился потешный ход: Кинтано попросил выйти из развалин Брюса Уиллиса, героя «Крепкого орешка», в его памятной майке, с совершенно ошеломленным видом. Обескураженные гангстеры к восторгу зрителей буднично произносят: «Мы, кажется, что-то перепутали».

Из пародий на крутые боевики стоит назвать «Горячие головы – 2», где играют Чарли Шин, Валерия Голино и Ллойд Бриджес. Чарли Шин, с блеском сыгравший флегматика в первой серии пародии, на сей раз обратился к Рэмбо, уморительно копируя Сталлоне.

Как видим, пародируются все жанры. Иные предпочитают фильмы-катастрофы – вот уж где можно разгуляться. Например, режиссер Джим Абрахамс фильмом «Аэроплан» от души свел счеты с «Аэропортом», «747 в опасности» и другими шедеврами, играющими на зрительских нервах. Его коллега Нил Израел предпочел покуражиться на тему «Американских ниндзя», убийственно высмеяв массовые клише лент с Джеки Чаном и Брюсом Ли в своей кинопародии «Серферы ниндзя».

Актеры с удовольствием снимаются в пародиях, не упуская случая показать «в кривом зеркале» известных кумиров и раскрыть нехитрую механику коммерческого кино. Впрочем, уже и сама пародия начинает лидировать именно как кассовый жанр. Именно этим обстоятельством объясняется ее нынешняя популярность. Интерес Голливуда всегда имеет экономическую предпосылку, справедливо отмечают критики. Пародия является дешевым продолжением нашумевшего прокатного лидера. Она не требует астрономических трат на гонорары суперзвезд, покупку авторских прав и т.д. Она попросту эксплуатирует оригинал, внося комизм в легко узнаваемые эпизоды, что уже гарантирует успех. А в результате риск сводится до минимума. Неудивительно, что в Голливуде даже устоялось правило: если фильм не окупился, у продюсера остается три выхода – снимать продолжение, римейк или пародию! Шарж приносит иногда больше дохода, чем оригинал.

С этим вполне согласен, в частности, Том Скерак, вице-президент «Фокс», финансировавший «Горячие головы-2»: он видит преимущества пародии в том, что она легко завоевывает рынок, не требуя большой рекламы. А уж если первый фильм вышел забавным, то публика ждет продолжения.

Желание публики, как известно, закон для Голливуда.

(По материалам французской печати)

Перевела Е. БОЛДЫРЕВА

51

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика Сайт в Google+